Государственный долг

Государственный долг – это понятие, с которым часто приходится сталкиваться, слушая новости. Это обязательства, которые вынуждена оплачивать страна перед кредиторами. Кредиторы – граждане, зарубежные страны, международные организации, юридические лица – те, кто давал деньги в долг стране. Рассмотрим, как выполняется управление государственным долгом, какие виды долгов существуют.

Структура государственного долга

Обязательства Российской Федерации возникают из-за определенных отношений с лицами и организациями, выполняющими свою деятельность на территории самой страны. При возникновении таких показателей, долг носит название внутреннего. Исчисления выполняются в национальной валюте – рублях. Внешний долг – та суммы, которую сторона обязуется выплатить нерезидентам в иностранной валюте.

Государственный долг России

Структура государственного долга в весьма проста и понятна, а вот сроки его выплаты, управление этими обязательствами – вопросы более сложные. Виды государственного долга рассмотрим ниже.

Формы обязательств

В каком виде представлен долг Российской Федерации?

  1. Кредитные договора с организациями. Партнеры – финансовые организации, различные страны. Подписание бумаг выполняется от имени Российской Федерации.
  2. Бумаги, предоставляющие государственные гарантии.
  3. Ценные бумаги. Их выпуск выполняется, базируясь на имени Российской Федерации.
  4. Переоформление имеющихся обязательств по кредитам, которые принимали третьи лица.

Внутренний государственный долг может подразумевать под собой несколько видов:

  1. Денежные средства или кредиты, которые брало правительство.
  2. Государственные займы, реализуемые путем выпуска ценных бумаг.
  3. Различные обязательства, гарантом погашения которых выступает правительство страны.

Рассматривая временные промежутки, Государственный долг разделяется на три варианта:

  1. Краткосрочный. Выплата осуществляется на протяжении календарного года.
  2. Среднесрочный. Выплата доходит до 5 лет.
  3. Долгосрочный, предполагающий выплату в сроки до 30 лет.

Обязательной является уплата существующего долга в тот промежуток времени, который был обозначен законодательно. Важно, чтобы срок возврата средств не был более, чем 30 лет. Обеспечение долга Российской Федерации выполняется за счет Федеральной собственности.

Как выполняется управление обязательствами?

Россия не может нести ответ по долгам субъектов, которые не обеспечивались гарантиями Федерального правительства. Максимальный объем средств, взятых в долг, уточняется в бюджете, принимаемом на следующий год. Сумма не может быть выше, чем общая сумма платежей по погашению и обслуживанию. Также обязательно во время формирования бюджета утверждаются нюансы программы заимствования денег. Информация, указываемая в ней – сумма займа, сроки погашения, целевое назначение денег, их общий объем.

Сумма не может быть выше, чем общая сумма платежей по погашению и обслуживанию.

Вопросы подобного плана обсуждаются относительно займов, государственных гарантий, превышающей показатель в 10 млн. долларов. Какие обязательства, в каком порядке, при каких условиях будут выпускаться, решает само правительство. Обслуживание государственного долга – вопрос весьма скользкий, тем не менее, очень важный, подлежит детальному изучению и обсуждению.

Когда принимается решение об эмиссии?

В рассмотрении этого вопроса государственный и муниципальный долг играет немаловажную роль. Решение принимается, базируясь на максимально возможном объеме бюджетного дефицита и государственного долга. Эти показатели базируются в программе внутреннего заимствования, законе о бюджете. Решение будет касаться как данных самого эмитента, занимающегося выпуском ценных бумаг, так и условий проведения процедуры, общих объемов выпущенных единиц.

Гарантии

Отметим, что структура государственного долга Российской Федерации предполагает обеспечение в виде письменного обязательства. Фактически – это гарантия выполнения лицом своих обязательств после получения им займа. Здесь оговариваются условия сотрудничества с третьими лицами. Величина этих гарантий в максимальном размере устанавливается в бюджете, который составляется на будущий год. Итоговая сумма может быть в национальной либо зарубежной валюте. Если валюта зарубежная, данные долг – внешний.

Важный момент

Управление государственным долгом предполагает, что бюджетные учреждения не могут брать средства взаймы у кредитных институтов, зато возможно получение необходимой ссуды. Источником получения ссуды являются государственные фонды, бюджеты. Для ведения реестра полученных ссуд ответственность возлагается на казначейство.

Документирование

Узнав, что является государственным долгом, рассмотрим, как он фиксируется. Заведует данным вопросом Министерство Финансов. Это институт административного аппарата, который контролирует данный показатель. Вся информация о долгах, займах, обязательствах вносится в соответствующие книги.

Министерство финансов
Министерство финансов Российской Федерации

Выполняется фиксация государственного, регионального, муниципального долга страны, ориентируясь на имитированные бумаги. Внесение данных в книгу займа возможно не позже, чем спустя 3 дня после того, как возникло обязательство.

Основные инструменты регулирования государственного долга

Есть несколько вариантов изменения условий выплаты имеющегося долга государства. К ним относится:

  1. Реструктуризация. Оформление нового кредита с целью погасить уже существующие обязательства. На новый займ устанавливаются новые условия возврата и обслуживания долга.
  2. Консолидация. Несколько существующих кредитов соединяются в один более большой, увеличиваются сроки его выплаты, регулируется процентная ставка.
  3. Конверсия. Могут видоизменяться базовые условия кредита, нюанс касается показателя доходности. Во время конверсии чаще всего правительство понижает ставку по проценту. При наличии внешнего долга конверсия проводится за счет выполнения долговых обязательств. Подразумевается передача акций кредиторам, использование векселей в национальной валюте.
  4. Новация. Первоначальный долг заменяется другим, предполагающим прочие варианты его оплаты или расчетов.
  5. Аннуляция. Все имеющиеся обязательства у государства подлежат полной отмене. Ситуация возможна только в случае, если государство, занимавшее средства, признается банкротом.
  6. Пролонгация. Как срок уплаты долга государства, так и величина процентов будут увеличиваться.
  7. Капитализация. Имеющиеся облигации государства претерпевают структурирование в частные акции, передаются на биржи.
  8. Секьюритизация. Ценные бумаги попадают на открытый рынок, фондовую биржу. Там реализуются облигации государственного займа.

Почему возникает государственный долг?

Многих этот вопрос интересует, тем более когда государственный и муниципальный долг начинает расти, а суммы заимствования поражают. Проблемы возникают из-за необходимости дополнительного получения денег для покрытия расходов, которые несет страна – так решается проблема дефицита бюджета.

В первую очередь на решение имеющихся проблем будут брошены все собственные средства государства. В ситуации, когда источников недостаточно, есть необходимость займа денег у других организаций и стран.

Необходимость займа денег
Необходимость займа денег у других организаций и стран

Кредиторы могут предоставить два варианта сотрудничества – первый является безвозмездной выдачей средств. Второй – кредитование. Отталкиваясь от источников привлечения средств, возможно два варианта работы – на уровне частных и государственных займов.

Система обслуживания

Для правильного проведения вышеуказанного в жизнь составляется специальная схема, на основе которой выполняется возвращение имеющегося долга у государства.

Как протекает процесс?

  1. Выплачивается процент за использование кредитных денег.
  2. Основная сумма кредита погашается.
  3. В случае необходимости проводится рефинансирование.

Рассмотрим пример для наглядности. Если государственный долг России составляет 100000 рублей, ставка на него 20%, а выплата должна пройти в течение 4 лет, рассматривая 1 год пользования кредитом, необходимо прибавлять 80000 к изначальной сумме.

Схема расчета выплат кажется весьма простой, но в ней есть свои подводные камни. Система обслуживания параллельно включает в себя такие показатели, как:

  1. Используемые механизмы рефинансирования долга.
  2. Переговоры, касающиеся корректирования условий погашения кредита.
  3. Рассмотрение аналитики, важных значений – бюджет, ВВП, отслеживание уровня изменения показателей, суммы кредита. Таких переменных может быть много.

Если дополнительные данные постановлением правительства не установлены, то внутренние государственные займы будут проводиться Центробанком либо его подразделениями. Основная задача – выполнить операцию, в итоге которой имеющиеся обязательства будут погашены, а проценты по ним будут оплачены. Обязательным шагом является контроль состояния государственного долга. Выполняют его специальные органы законодательной и исполнительной власти.

В каких условиях Россия находится сейчас?

Долг Советского Союза в 1985 году составлял сумму 22,5 млрд. долларов. После распада в 1991 году, сумма увеличивается, равняется 65 млрд. В 2003 году этот долг вместе с займами, которые были взяты еще во времена Советского Союза, подходит к отметке 124,5 млрд долларов.

Чтобы полностью погасить имеющуюся задолженность на протяжении 30 лет, необходимо расходовать 300 млрд. долларов. Чтобы обеспечить интересы России, как внешнеэкономические, так и внешнеполитические, возможно оформление займов прочим государствам. Данные программы обсуждаются в федеральном бюджете на предстоящий год. Там могут указываться цели предоставления денег, получатели средств, суммы, которые будут выдаваться. Только в Государственной Думе поднимается вопрос о реструктуризации имеющихся кредитов в стране либо о списании текущей задолженности.

Что такое внешний долг и можно ли стране прожить без него

07.08.2018 262 0
Читайте также
Добавить комментарий